Информация для родителей
Кабинет здорового ребёнка
Какие методические материалы должны быть в КЗР:
-
таблица возрастных режимов;
-
таблица-схема естественного и искусственного вскармливания детей первого года жизни;
-
таблица показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста;
-
стенды с комплексами массажа и гимнастики, физических упражнений;
-
схемы закаливания детей раннего возраста;
-
выставка предметов ухода за ребенком, предметов личной гигиены, одежды, обуви, игрушек для детей различных возрастных групп;
-
схема специфической и неспецифической профилактики рахита;
-
стенд с информацией о подготовке ребенка к поступлению в дошкольные учреждения.
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
|
Основные задачи кабинета здорового ребенка:
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
Методические материалы и наглядные пособия по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактики заболеваний в кабинете здорового ребенка:
|
Обучения и консультации
Консультации по темам
Здоровье
- Физическое и психо-эмоциональное воспитание ребёнка в возрасте от 0 до 3 лет
- Охрана здоровья ребёнка в возрасте от 0 до 3 лет
- Организация бодрствования и сна согласно возрасту
- Закаливание
Питание
- Правила вскармливания и введения прикормов согласно возрасту
- Организация питания детей старше 1 года
- Расчёт питания
Другие консультации
- Привитие гигиенических навыков
- Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение
- Выдача методических материалов
Важная информация для родителей и законных представителей несовершеннолетних!
Уважаемые родители! В детской консультации не допускается оказание медицинской помощи (опрос, осмотр, медицинские манипуляции, исследования, лечебные процедуры и т.д.) несовершеннолетним детям без присутствия родителей или законных преставителей.
Профилактический медицинский осмотр ребенка: что важно знать родителям
Во время активного роста ребенка и интенсивных нагрузок в школьном возрасте, особенно важно следить за его здоровьем. Для каждого возраста определен свой комплекс исследований и осмотров специалистами в соответствии Перечнем исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. №514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с дополнениями).
Профилактический медицинский осмотр несовершеннолетнего – это комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска и профилактику хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков. Это прекрасная возможность получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить возможное развитие заболеваний. Впервые ребенок попадает на врачебный осмотр еще будучи новорожденным, далее – каждый месяц до года. Затем профилактические осмотры проводятся ежегодно до достижения им совершеннолетия.
В 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет проводятся углубленные осмотры с расширением списка специалистов и дополнительных методов исследования (ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, почек, электрокардиография, общий анализ крови и мочи).
Важно уделить повышенное внимание к детскому здоровью в школьные годы. Именно в этот период дети интенсивно растут, меняется их организм. И своевременное выявление отклонений позволит избежать серьезных проблем в состоянии здоровья в дальнейшем.
Очень важно пройти профилактические мероприятия своевременно. Переход из дошкольного в школьное звено важный этап в жизни каждого ребенка, кардинально меняется режим, и не стоит воспринимать профилактический осмотр как формальность. Профилактические мероприятия дают сведения о состоянии ребенка не только врачам, но и родителям, которые будут своевременно проинформированы о проблемах со здоровьем.
Прохождение профилактического осмотра перед поступлением в школу и в период обучения важен, чтобы определить какой группе здоровья и физкультурной группе относится ребенок.
Всего выделяют 5 групп здоровья и 4 физкультурные группы. Группы были разработаны, чтобы своевременно оказать несовершеннолетнему необходимую медицинскую помощь, а также определить допустимый уровень умственной и физической нагрузки.
I группа здоровья - здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
II группа здоровья – несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
III группа здоровья – несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
IV группа здоровья - несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
V группа здоровья - несовершеннолетние:
страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.
Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".
К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Профилактические медицинские осмотры детей раннего возраста проводятся в поликлинике по месту жительства.
Профилактические медицинские осмотры организованных детей проводятся ежегодно в образовательных учреждениях. Графики проведения размещены на сайтах образовательных учреждений в разделе "Медицинское обслуживание".
Организация вскармливания и питания детей первого года жизни
1 месяц
На грудном вскармливании:
Режим № 1 «а», или режим свободного вскармливания.
Кормление «по требованию», до 10 раз в сутки.
Приветствуются ночные кормления.
Вода по показаниям
На искусственном вскармливании:
Режим №1 смесь с 30мл от рождения до 120 мл к 1 месяцу через 3 часа 7 раз в день с ночным перерывом 6 часов при средних темпах развития
Питьевой режим от 60 мл до 120 мл
2 месяца
На грудном вскармливании:
Режим № 1«а»возможен до 1,5 месяцев.
Переход на режим № 1 - кормление ребенка через Зч-7раз. Время может варьироваться, например через 2 часа 45 минут или через 3 часа 10 минут. Это и есть свободный режим кормления
Часы кормлений:
6-9-12-15-18-21-24 ч. Ночной перерыв - 6 ч. Приветствуются ночные кормления.
Вода по показаниям
На искусственном вскармливании:
Режим №1 смесь 120 мл через 3 часа 7 раз в день с ночным перерывом 6 часов при средних темпах развития
Питьевой режим до 120 мл
3 месяца
На грудном вскармливании:
Режим № 1 - кормление ребенка через Зч-7раз.
Часы кормлений:
6-9-12-15-18-21-24 ч. Ночной перерыв - 6 ч. Приветствуются ночные кормления.
Вода по показаниям
В конце 3-го месяца возможен переход на режим №2 – кормление через 3,5 часа
Часы кормлений: 6.00-9.30-13.00-16.30-20.00-23.30. Ночной перерыв 6,5 часов
На искусственном вскармливании:
С третьего месяца переход на режим №2: смесь по 150 мл через 3.5 часа 6 раз в день
Питьевой режим до 150 мл
4 месяца
На грудном вскармливании:
Режим N°2: кормление ребенка через 3,5 ч 6 раз в сутки.
Ночной перерыв - 6,5 ч. Допускаются ночные кормления.
Часы кормления: 6.00-9.30-13.00-16.30-20.00-23.30.
На искусственном вскармливании:
Режим №2 смесь 150 мл через 3,5 часа 6 раз в день с ночным перерывом 6,5часов при средних темпах развития
Питьевой режим до 150 мл в сутки
Возможно введение прикормов по показаниям
5 месяцев
На грудном вскармливании:
Режим N°2: кормление ребенка через 3,5 ч 6 раз в сутки.
Ночной перерыв - 6,5 ч. Допускаются ночные кормления.
Часы кормления: 6.00-9.30-13.00-16.30-20.00-23.30.
Возможен переход на режим №3
Часы кормления: 6.00-10.00-14.00-18.00-22.00
На искусственном вскармливании:
Режим №2 смесь 150 мл через 3,5 часа 6 раз в день с ночным перерывом 6,5часов при средних темпах развития
Возможен постепенный переход на режим №3 смесь по 180 -200 мл 5 раз в сутки с ночным перерывом 8 часов
Питьевой режим до 150мл -200 мл в сутки
Возможно введение прикормов по показаниям
Введение прикормов
Сроки введения прикормов устанавливаются индивидуально педиатром в зависимости от статуса ребенка в интервале с 4 до 6 месяцев.
В качестве первого прикорма назначается овощное пюре или каша.
Его выбор зависит от состояния здоровья, нутритивного статуса и функционального состояния пищеварительной системы ребенка.
Так, детям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого прикорма целесообразно вводить каши промышленного производства, обогащенные микронутриентами, при избыточной массе тела и запорах - овощное пюре.
Овощной прикорм рекомендуется начинать монокомпонентных гипоаллергенных пюре (кабачок, капуста цветная или брокколи), а зерновой - с безмолочных каш из одного вида крупы (рис, греча или кукуруза), разводя их грудным молоком или детской молочной/лечебной смесью, которую получает ребенок. К овощному пюре добавляется растительное масло, к каше - сливочное.
В 6 мес. ребенок может получать несколько видов овощей и каш.
В возрасте 6 мес. важно назначить ребенку мясное пюре – источник легкоусвояемого гемового железа.
Затем вводится в рацион фруктовое пюре. Однако его ребенку можно назначить и в первом полугодии жизни, в случаях более раннего введения прикорма (с 4 – 4,5 мес.) при запорах, когда введение овощного пюре с растительным маслом не оказало желаемого эффекта.
С 7 мес. в питание добавляется желток, а с 8 мес. – пюре из рыбы, которое следует давать 2 раза в неделю вместо мясного блюда.
Соки, учитывая их незначительную пищевую ценность, целесообразно давать после введения всех основных видов прикорма, не ранее 8 месяцев. Кроме того, использование соков, особенно между приемами пищи, повышает риск развития кариеса. Большой объем соков (выше рекомендуемой нормы) может служить фактором риска избыточной массы тела в дальнейшем.
Неадаптированные кисломолочные напитки (кефир, йогурт, биолакт) назначаются ребенку не ранее достижения 8 месячного возраста в объеме не более 200 мл.
С 8 мес. возраста в рацион вводится детский творог в количестве не более 50 г в стуки. По показаниям творог может быть введен после 6-месячного возраста.
Цельное коровье молоко только для приготовления каш, овощных пюре.
Правила введения прикормов
1. Введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно (за 5–7 дней) увеличивают до необходимого объёма; при этом внимательно наблюдают за переносимостью;
2. Новый продукт (блюдо) следует давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение;
3. Овощной прикорм начинают с одного вида овощей, затем постепенно вводят другие продукты данной группы.Введение фруктовых пюре и каш также начинают с монокомпонентных продуктов;
4. Прикорм дают с ложечки, до кормления грудью;
5. Новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок.
6. Для сохранения лактации, в период введения продуктов и блюд прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
7. При искусственном вскармливании заменяют кормления смесью на прикорм
6 месяцев
На грудном вскармливании:
6.00 грудное молоко
10.00 каша 80,0 грамм и грудное молоко
14.00 овощное пюре 150,0 грамм и грудное молоко, мясное пюре 5-30,0грамм
18.00 каша 80,0 грамм и грудное молоко
22.00 и 2.00 грудное молоко
После прикормов можно предложить грудное молоко минут через 40
На искусственном вскармливании
6.00 смесь 200,0 мл
10.00 каша 150,0 грамм
14.00 овощное пюре 150,0 грамм, мясное пюре 5-30,0грамм
18.00 смесь 200,0 мл
22.00 смесь 200,0 мл
Между кормлениями при любом виде вскармливания:
вода 100,0 – 200,0 мл
фруктовое пюре 60,0 грамм
7 месяцев
На грудном вскармливании:
6.00 грудное молоко
10.00 каша 100,0 грамм, желток с 7,5 месяцев до 1/4 и грудное молоко
14.00 овощное пюре сборное из разных видов овощей150,0 грамм, мясное пюре(кролик, индейка) 40 -50,0грамми грудное молоко
18.00 каша 100,0 грамми грудное молоко
22.00 и 2.00 грудное молоко
После прикормов можно предложить грудное молоко минут через 40
На искусственном вскармливании
6.00 смесь 200,0 мл
10.00 каша 180,0 грамм, желток до 1/4
14.00 овощное пюре сборное 150,0 грамм и мясное пюре 40-50,0грамм
18.00 смесь 200,0 мл
22.00 смесь 200,0 мл
Между кормлениями при любом виде вскармливания:
вода 100,0 – 200,0 мл
фруктовое пюре 70,0 грамм
В овощное пюре можно добавить до 1 чайной ложки растительного масла
8 месяцев
На грудном вскармливании:
6.00 грудное молоко
10.00 каша 100,0 грамм, желток с 7,5 месяцев до ¼, творог до 50,0грамм и грудное молоко
14.00 овощное пюре сборное из разных видов овощей 120,0 грамм, мясное пюре 60-70,0 грамми грудное молоко. Если готовите самостоятельно, то овощное пюре 150,0 грамм сборное и мясное пюре 30,0грамм. Раз в неделю рыбное пюре 5-30,0грамм
18.00 каша 100,0грамм, кефир 100,0 мл из ложечки, печенье 1-2 шт и грудное молоко
22.00 и 2.00 грудное молоко
После прикормов можно предложить грудное молоко минут через 40
На искусственном вскармливании
6.00 смесь 200,0 мл
10.00 каша 150,0 грамм, желток до ¼, творог до 50,0грамм
14.00 овощное пюре сборное из разных видов овощей 120,0 грамм, мясное пюре 60-70,0 грамми грудное молоко. Если готовите самостоятельно, то овощное пюре 150,0 грамм сборное и мясное пюре 30,0. Раз в неделю рыбное пюре 5-30,0грамм
18.00 кефир до 200,0 мл, печенье 1-2 шт
22.00 смесь 200,0 мл
Между кормлениями при любом виде вскармливания:
вода 100,0 – 200,0 мл
фруктовое пюре 80,0 грамм, фруктовый сок 80мл
В овощное пюре можно добавить до 1 чайной ложки растительного масла
9-12 месяцев
На грудном вскармливании:
6.00 грудное молоко
10.00 каша молочная100,0 грамм, желток ¼, творог 50,0грамми грудное молоко
14.00 овощное пюре сборное из разных видов овощей 120,0 грамм, мясное пюре 80,0-100,0грамм и грудное молоко. Если готовите самостоятельно, то овощное пюре 150,0 грамм сборное и мясное пюре 40,0-50,0 граммв протертом виде, рыба 1 раз в неделю 30,0-60,0 грамм
18.00 каша 100,0грамм, кефир 100,0 мл из ложечки, печенье 1-2 шт и грудное молоко
22.00 и 2.00 грудное молоко
После прикормов можно предложить грудное молоко минут через 40
На искусственном вскармливании
6.00 смесь 200,0 мл
10.00 каша 150,0 грамм, желток ¼, творог 50,0грамм
14.00 овощное пюре сборное из разных видов овощей 120,0 грамм, мясное пюре 80,0 грамми грудное молоко. Если готовите самостоятельно, то овощное пюре 150,0 грамм сборное и мясное пюре 50,0 граммв протертом виде, рыба 1 раз в неделю 30,0граммсамостоятельного приготовления и 60,0 граммпюре фабричного производства.
18.00 кефир до 200,0 мл, печенье 1-2 шт
22.00 смесь 200,0 мл
Между кормлениями при любом виде вскармливания:
вода 100,0 – 200,0 мл
фруктовое пюре 90,0100,0 грамм, фруктовый сок 90 -100 мл
В овощное пюре можно добавить до 1 чайной ложки растительного масла
Организация сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни
Зачем нужен режим
В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно.
Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна: ночной — 10—11 ч; дневной — 6—6,5 ч.
Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и вам и ребенку. Важно, чтобы график не сильно расходился с естественным режимом малыша. Тогда это не нанесет ущерба его нервной системе и будет способствовать развитию полезных привычек, укреплению иммунитета, быстрому восстановлению сил и адаптации в социуме. Кроме того, ребенок, живущий по определенному графику, растет спокойным и дисциплинированным. Ведь он уверен, что в нужное время всегда сможет поесть, поспать или поиграть с родителями.
Серьезные расхождения с естественным ритмом ребенка (пропущенный сон или кормление) сделают ребенка раздражительным.
Если у ребенка выработан режим, и кроха ему следует, это идет на пользу и родителям. Прогнозируя деятельность малыша, вы сможете планировать свой день заранее. Все члены семьи будут высыпаться, а непредвиденные обстоятельства с режимом переносятся легче. Познакомьтесь с материалом об уходе за новорожденным, чтобы понимать его потребности.
Вот принципы, на которых основывается построение правильного режима дня.
Принципы организации правильного режима дня для малыша
• Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Главное для родителей — понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Чтобы ребенок хорошо рос и гармонично развивался, необходимо, чтобы режим его жизни был построен с учетом его биологических ритмов.
• Разумный компромисс. Несомненно, жизненный ритм не в последнюю очередь задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Поддерживать заведенный распорядок необходимо для здоровья и хорошего самочувствия ребенка и родителей, и вопросы удобства и соответствия режима естественным потребностям и интересам каждого члена семьи здесь не последние.
• Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях — это требование ко всем членам семьи. Навыки правильного поведения у ребенка дошкольного возраста пока не сформированы (и еще долго не будут!), и если взрослые непостоянны в своих требованиях и ожиданиях, то малышу будет трудно закрепиться на позициях. Также важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах.
• Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки. Особенно если вы заметили, что выбранный вами режим наносит вред его здоровью.
Режим дня новорожденного
Два основных пункта в графике новорожденного — это сон и кормление. Сон — основной регулятор жизненного ритма малыша. Надо помнить, что все проблемы с засыпанием скажутся на организации режима дня. Важно, чтобы ребенок спал не менее 3 раз днем. Ночной отдых должен длиться не менее 11 часов.
Приучать к одному и тому же времени отхода ко сну можно с 2 месяцев, а к 3 — 4 месяцам — укладывать в кроватку, пока малыш не заснул, и он будет учиться засыпать самостоятельно.
Что касается кормления, то при грудном вскармливании, как правило, сохраняется вариант «по требованию». Со временем, в связи с взрослением и вводом прикорма, ребенок будет прикладываться к груди все меньше.
Как организовать режим дня новорожденного
Приучение ребенка к графику — процесс очень тонкий, во многом продиктованный индивидуальными особенностями крохи. Для начала просто понаблюдайте за ним. Вы заметите, что у малыша уже есть собственный режим. Все свои действия он совершает примерно в одно и то же время.
Если же вам не удается определить систему в его распорядке, подумайте, что может мешать ему спать и есть в одно и то же время? Возможно, потребуется помощь педиатра.
Что нужно делать, чтобы побыстрее наладить режим:
• Выработать у новорожденного привычку быстро засыпать. Для этого нужно укладывать его спать на свежем воздухе (на улице или проветрив комнату за 10 минут до сна), укачивать в течение 3 — 4 минут, петь колыбельную.
• Исключить переутомление (лучше не играть в активные игры перед сном).
• Гулять на свежем воздухе.
• Правильно организовывать кормление.
• Днем следить, чтобы освещение было ярким, а ночью — стремиться к тишине и приглушенному свету, чтобы ребенок привыкал к тому, что ночь — для отдыха.
Грудное вскармливание способствует поддержанию режима сна и укреплению нервной системы малыша. Поэтому лучше сохранять его как можно дольше.
Типичные ошибки, которых нужно избегать:
• Передерживать ребенка без сна. Если малышу еще не исполнилось полгода, то он должен спать каждые 2 часа. Иначе кроха переутомится и будет капризничать.
• Идти кардинально вразрез с его естественным ритмом. Если мама пытается приучить к режиму ребенка, у которого до этого вообще никакого режима не было или был, но радикально отличающийся от нового, то, скорее всего, у нее ничего не получится, а у малыша будет стресс.
• Начинать приучать к режиму в период путешествий, переездов или других перемен. В первые две недели, когда вы вводите режим, нужно сделать эту задачу приоритетной, а все остальные планы подстраивать под новый распорядок дня ребенка.
Причины нарушения режима
Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.
Что может помешать режиму сна:
• Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
• Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
• Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
• Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
• Уменьшение потребности во сне;
• Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
• Недостаточная двигательная активность;
• Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.
День или ночь?
Часто дети путают ночь и день. Подобный сбой может произойти, если малыш не выспался в одну из ночей из-за колик или шума.
Для того чтобы вернуть ребенка в прежний ритм, нужно:
• Будить новорожденного утром пораньше;
• Не давать спать в течение дня (в рамках разумного);
• Создать благоприятную атмосферу для сна (проветривать комнату, устранить все шумы, выполнять ритуалы перед сном);
• Следить за тем, чтобы ребенок не «разгулялся» перед сном (не играть слишком шумно, лучше поговорить с ним спокойным голосом или спеть колыбельную).